Оренбург, ул. Маршала Жукова, 34

E-mail: orenchorus@mail.ru

Телефон для справок:

8 (3532) 779-053

Юбилей в столице отпраздновал Оренбургский русский народный хор.

В этом году Оренбургскому государственному академическому русскому народному хору исполняется 55 лет. В народе такую дату именуют юбилеем отличника. Вот и у нашего прославленного коллектива, по праву считающегося гордостью Оренбургского края, и в прошедшем, 70-м филармоническом сезоне все сложилось на «круглые» пятерки, и в новом, 71-м, началось как нельзя лучше — с концерта, посвященного круглой дате, который прошел 22 октября в Москве в концертном зале имени Чайковского.
Начнем с основных «фишек» прошлого сезона: во-первых, есть что сказать, во-вторых, об успехах вспоминать приятно. Сезон, посвященный 70-летию областной филармонии, начался с высокой ноты — концерта народного артиста России, всемирно известного баритона Дмитрия Хворостовского. Это было событие огромного масштаба не только для оренбургской публики, но и для артистов Оренбургского хора, выступивших на одной сцене с выдающимся исполнителем.

— Мы готовились полгода, — рассказывает художественный руководитель хора, народный артист России Владимир Позднеев. — Перед хоровой группой стояла большая задача — выучить песни, которые она должна была исполнить вместе с Хворостовским, — «Катюшу», «Дороги», «Журавлей» и другие. Кроме того, хору предстояло спеть соло «Священную войну» Александра Александрова и «Солнце скрылось за горою» Матвея Блантера в сопровождении сводного оркестра Оренбургской филармонии и Национального симфонического оркестра Республики Башкортостан, которым дирижировал заслуженный артист России Константин Орбелян.

Как человек, присутствовавший на этом концерте, свидетельствую: выступление Оренбургского хора прошло с большим успехом. Зал устроил землякам овацию. Высокую оценку дал нашим артистам и Дмитрий Хворостовский, сказав, что Оренбургский хор «звучит, как орган». Больше того, хор спровоцировал «академичного» Хворостовского на народную манеру пения, так необходимую для исполнения гражданских песен. Это придало программе «К Отечеству — с любовью» нечто такое, что взволновало зал до слез.

* * *

Но, пожалуй, самым ярким событием минувшего сезона стало для хора участие в культурной программе XXII Олимпиады и Параолимпийских зимних игр в Сочи. Кстати, помимо хора, в этом историческом событии принял участие и детский ансамбль «Зернышко», созданный при знаменитом коллективе.

В пошивочный цех хора были завезены четыре швейных и две вышивальных машины. Были закуплены ткани, в Башкирию командировали человека за мехами для отделки костюмов. И для вокально-хореографической сюиты «Оренбуржье мое», в которой представлено искусство народов, населяющих нашу область, начали шить национальную одежду. Работали по 18 часов в сутки. Настольной книгой в этой работе стал альбом «Русский народный костюм» Людмилы Райковой, которая не одно десятилетие руководила Оренбургским русским народным хором. Обновки хора получились на загляденье. А главное, теперь сценические костюмы максимально приближенны к исконной одежде татар, мордвы, казахов, чувашей, украинцев. Такие наряды не стыдно было показать всему миру. Помимо этого, была куплена новая обувь, кейсы для одежды и косметики. В общем, хор был экипирован с ног до головы. Приобретена новейшая звукоаппаратура английского производства — современнее не бывает. Все это вполне можно считать замечательным подарком и к 55-летию хора. Заслужил!

Однако хор готовился к поездке не только материально, но и творчески. Владимир Позднеев ежедневно проводил репетиции. Несмотря на то, что за свою более чем полувековую историю коллектив объехал полмира, представляя русскую культуру в странах Европы, Азии, Америки, Африки, во всех столицах бывших союзных республик, к поездке в Сочи готовился с особым воодушевлением. Ведь на Олимпиаде выступать ему еще не приходилось.

За участие в культурной программе Олимпиады хор был отмечен благодарственным письмом главы Международного олимпийского комитета.

* * *

Через четыре дня после возвращения из Сочи хор уже принимал участие в XXVII Всероссийском фестивале профессионального народного искусства «Оренбургский пуховый платок». Впрочем, что значит «принимал участие»? Открывал, а затем и закрывал фестиваль, посвященный собственному 55-летию. В день открытия фестиваля была еще одна юбилейная дата — исполнилось 75 лет заслуженному работнику культуры России Игорю Голикову, директору Оренбургского государственного академического русского народного хора. К празднику народного искусства была специально подготовлена программа, в которую вошли как песни из золотого фонда хора, так и новые произведения. На этот раз наши земляки работали на одной сцене с академическим ансамблем танца «Березка». С той самой легендарной «Березкой», ставшей сценическим воплощением русского народного танца.

Подобного праздника нет нигде в России. Место прописки «Оренбургского пухового платка» раз и навсегда определено в названии — «оренбургский». Именно у нас родилась песня, давшая название фестивалю, ставшая визитной карточкой Оренбургского хора и украсившая репертуар народной артистки СССР Людмилы Зыкиной, стоявшей у истоков этого праздника народного искусства. Пожалуй, это был самый массовый фестиваль за всю историю его существования: в этом году на его концертах побывало около 4 тысяч зрителей, а количество артистов превысило 300 человек.

* * *

Конец марта для хора был ознаменован поездкой в Израиль на IX Международный фестиваль культуры и искусств «Русская весна — 2014», считающийся одним из самых серьезных и масштабных событий, представляющих в Европе и странах Ближнего Востока современную культуру многонациональной России. В рамках фестиваля наши земляки дали три концерта: в Кармиэле, Афуле и Нетании. Выступление Оренбургского хора в Нетании пресса единодушно назвала одним из ключевых мероприятий фестиваля. Наш коллектив вызвал интерес и у организаторов «Русской весны», которые пригласили его в Израиль с гастролями. Правда, за время фестиваля хор уже успел проехать с концертами практически всю страну, побывав в Назарете, Иерусалиме, Тель-Авиве. Это первая поездка хора на Землю обетованную. Вот и ее, как и другие страны, ему удалось покорить силой своего искусства. В качестве сюрприза хор исполнял народную еврейскую песню о старом портном в обработке оренбургского композитора Михаила Капланского. Публика кричала «браво!». А в антракте к артистам подходили представители поколения, выросшего в Советском Союзе, и просили в следующий раз спеть хоть один куплет на иврите или идиш.

* * *

В мае Оренбургская филармония принимает на своей сцене XIII Московский Пасхальный фестиваль, художественное руководство которым осуществляет народный артист России, Герой Труда Российской Федерации Валерий Гергиев. В день открытия фестиваля перед оренбуржцами выступил симфонический оркестр прославленной Мариинки, которым дирижировал маэстро. А на следующий день в рамках фестиваля состоялся концерт Оренбургского хора, выступившего с праздничной программой «Пасхальный благовест». В первом отделении прозвучала духовная музыка. Во втором — традиционное народное пение. И опять в зале был аншлаг.

Под эгидой Пасхального фестиваля наши земляки выступают второй год подряд. И это тоже событие! Ведь Валерий Гергиев включил в программу своего фестиваля всего два народных коллектива из всей России — помимо Оренбургского хора, Северный государственный русский народный хор.

* * *

В июне стартовал XXVIII областной фестиваль сельских тружеников «Русское поле — 2014». Оренбургский хор побывал с концертами в Октябрьском, Гайском, Ясненском, Сакмарском, Тюльганском, Беляевском районах, Акбулаке и Орске. Но самый главный концерт, посвященный 60-летию освоения целинных земель, был дан на востоке области — в совхозе «Комсомольском» Адамовского района. Именно здесь снимался знаменитый фильм «Иван Бровкин на целине». И в этом фильме звучат частушки и песни в исполнении артистов первого состава хора. Здесь в исполнении танцевальной группы можно увидеть, что такое настоящая русская кадриль. Специально для этого юбилея хор подготовил программу «Здравствуй, земля целинная!»

Целина — особая тема для хора. Ведь он родился в годы освоения целинных земель. И его путь к успеху начинался с проселочных дорог. На свои сельские гастроли артисты ездили в грузовиках, глотая дорожную пыль, промокая под дождем, жарясь под жгучим солнцем. Концертной площадкой становилась, как правило, околица села.

— Приезжали грязные, пропыленные — и с корабля на бал, — вспоминает ветеран хора Клавдия Шеина. — Хорошо, если поблизости была вода — ручей или озеро, где можно умыться. А чаще не было. Стряхнув пыль с лица и рук, облачались в концертные костюмы и шли на сцену!

Это были во всех отношениях незабываемые годы!

А через три дня после возвращения с целины хор принял участие в концерте, посвященном 85-летию Людмилы Зыкиной, который состоялся в Москве, в Государственном Кремлевском дворце. В приглашении, пришедшем на имя губернатора Оренбургской области, было написано: «Выступление оренбургского государственного академического русского народного хора — прославленного и всеми любимого коллектива — украсит концертную программу». Вот так!

* * *

Небольшая передышка, как и положено между сезонами, и снова за дело! С середины августа коллектив приступил к подготовке к дальнейшему празднованию своего 55-летия. Начал работать над новой программой «Над раздольной степью», первое отделение которой построено не на казачьем, а на крестьянском фольклоре Оренбургской области. Хор задумал вернуться к истокам. К тому, с чего начинал свой путь к вершине более полувека назад. Премьера программы состоится в декабре. Первыми ее увидят оренбуржцы.

И вот, наконец — выступление в концертном в зале имени Чайковского с программой «Вспомним, братцы-оренбуржцы» Его здесь с нетерпением ждали. Билеты были распроданы уже в начале июня. Яркая, красочная афиша оренбургского коллектива на фасаде концертного зала соседствует с афишами Государственного академического ансамбля танца имени Игоря Моисеева, Московского камерного хора под руководством Владимира Минина, симфонического оркестра России имени Светланова — какие имена! Да что говорить: зал Чайковского — одна из лучших концертных площадок страны.

Впрочем, Оренбургский хор здесь не впервые. Даже «старожилы» не могут вспомнить, сколько раз они здесь выступали. Говорят, «сто раз». Сто не сто, а только за последние 20 лет оренбуржцы выступили на этих подмостках четыре раза. Последний раз — пять лет назад. Отмечали свой полувековой юбилей. Многие государственные коллективы свои юбилейные концерты дают в зале Чайковского. Традиция такая. Считается, если коллектив не был в Чайковке, значит, нигде не был.

Зал хоть и знаком, но репетицию начали заранее. Репетировали часа три — почти до самого концерта. И не в полноги, а в полную силу. Считай, концерт дали, только без публики. Сцена огромная — в три раза глубже, чем в нашей филармонии, и другой формы: в Оренбурге прямоугольная, здесь — овальная. Чтобы выступление прошло без сучка и задоринки, нужно определиться с точками отсчета в новом сценическом пространстве, выстроить программу по звуку. Зрительный зал, кстати, тоже больше нашего в два раза. И очень высокий. Настоящий храм.

* * *

К 19.00 начала прибывать публика. Фойе наполнилось нарядными людьми. Интересно, кто пришел послушать Оренбургский хор? Знакомимся. Московские учителя Светлана Титова и Светлана Тришкина никогда не слышали наш хор. Но народное творчество любят. Каждый год покупают абонементы на народные коллективы. В этом году тоже купили. Первый абонементный концерт дарит им встречу с оренбургскими артистами. Очень надеются, что вечер не будет потрачен зря.

Вот и москвич Сергей Андреев, юрист и экономист по образованию, тоже часто бывает в зале Чайковского — слушает духовную музыку и хоры. Несколько раз слушал хор имени Пятницкого. Говорит, если и Оренбургский хор такого же уровня, то непременно станет его фанатом.

А вот инженер Евгения Кудрина, уроженка Оренбурга, ныне живущая в столице, знает, куда пришла

— Здесь выступают мои друзья. В Оренбурге бывала на их концерте, хочу в очередной раз послушать, полюбоваться, — говорит она. — Очень приятно, что Оренбургский хор достиг таких высот — выступает в столице. Да и за границей часто бывает. Горжусь своими талантливыми земляками.

Прекрасно знакома с Оренбургским хором и орчанка Наталья Вахрушева — в этом коллективе работает ее дочь Ольга Вахрушева, солистка танцевального ансамбля. Во время концерта она блеснула в танцевальной композиции «Балясницы», лихо размахивая сразу двумя шашками. Правда, теперь у Ольги другая фамилия: недавно она вышла замуж за солиста хора Дмитрия Кулагина.

«Театр уж полон! Ложи блещут!» В зале ни одного свободного места — ни на галерке, ни в первых рядах. Аншлаг! Среди зрителей — губернатор Оренбургской области Юрий Берг с группой поддержки — 30 человек из правительства региона и администрации Оренбурга. Рядом с губернатором — заместитель министра культуры России Геннадий Ивлиев.

Программа «Вспомним, братцы-оренбуржцы» тесно переплетается с фольклорным материалом оренбургских и уральских казаков. В нее вошли большие композиции, шуточные танцевальные миниатюры, задорные свадебные песни, обработки старинных казачьих песен, вокально-хореографическая постановка «Проводы казака на службу», раскрывающая традиции оренбургского казачества. Первое отделение пролетает на одном дыхании. Каждый номер искушенная столичная публика принимает на ура — аплодисменты, цветы, крики «браво!»

В антракте опять отправляюсь пообщаться со зрителями.

— Замечательный коллектив! — не сдерживает эмоций москвичка Ольга Карцева. — Я знаю, что говорю: мы с мужем завсегдатаи зала Чайковского. Каждый год ходим и на хоровые коллективы, и на танцевальные. Недавно были на концерте Липецкого хора. Очень красивый коллектив. Но им для того, чтобы петь, нужны микрофоны. Оренбургскому хору микрофоны не нужны. Впечатлило и то, что оренбургские хоровики танцуют. Танцующий хор — это высший пилотаж! Уж поверьте. У нас в семье все потомственные танцоры: сын и невестка танцуют в Большом театре. А мы с мужем хотим отдать внука в хоровое училище имени Попова. До такой степени нам нравятся хоры. И Оренбургский хор эту любовь только укрепил.

Не скрывает восторга и профессиональный танцовщик москвич Анатолий Переплетаев. Жалко, говорит, что так редко оренбуржцы к нам приезжают. Надо чаще. Мы давно такого не видели. Хор хороший, оркестр хороший. Танцевальная группа отличная. Номера — изумительные!

А что скажет Юрий Берг, появившийся в фойе среди публики?

— Что тут скажешь? Оренбургский хор — гордость Оренбуржья. И он, как всегда, на высоте. Великая честь выступать в таком зале. Но и большая ответственность. Поэтому мы приехали большой делегацией поддержать наш хор. Это здорово, что свое 55-летие коллектив отмечает в Москве. Мы сделаем все, чтобы наш хор и впредь прославлял Россию и Оренбургский край.

— Юрий Александрович, артисты говорят: когда Берг в зале, концерт пройдет хорошо.

— Не знаю, что они говорят, — улыбается губернатор, — но у нас, с хором хорошая дружба. Когда я стал губернатором, пришел к ним со своей командой и спросил: какие у вас проблемы, что нужно сделать, для того, чтобы их не было? Придем через месяц, отчитаемся. Пришли и спросили: вопросы есть? Вопросов нет. И до сих пор нет.

Второе отделение концерта прошло на еще большем подъеме. Восхищение публики достигло апогея, когда хор стал петь «Оренбургский пуховый платок». Многие слушали эту песню стоя. Как гимн России. У многих на глазах были слезы. Не хочется громких слов, но в эти минуты Оренбургский хор стал для всего зала воплощением нашей Родины — России.


К списку элементов